Все познается в сравнении. Вряд ли кто сможет опровергнуть эту истину. Нередко для того, чтобы понять ценность настоящего, следует обратиться к прошлому. И когда мы сетуем на девальвацию ценностей, на забвение традиций, на симуляцию и подмену реальности, чаще всего вспоминаем о хранительнице памяти – фотографии. К примеру, сегодня очень часто возникают споры о том, какая была дореволюционная Россия: сильной или слабой, нищей или богатой. Чтобы приблизиться к истине, достаточно взять фотоальбомы прошлых лет. Можно бесконечно дискутировать на тему технической отсталости страны, но лица на фотографиях тех лет почему-то выглядят не менее одухотворенными, чем современные.
В фотографиях скрещиваются многие из затрагиваемых тем. Сегодня фотография нередко становится темой для анализа культурологов, философов и семиологов. В ней нашла подтверждение теория о возможности сокращения времени для создания того или иного художественного образа. Фотография с некоторых пор признана особым видом искусства. И вряд ли кто будет возражать, что фотография стала возможна благодаря изобретению фотоаппарата. Фотоаппарату под силу остановить мгновение. О том, какие они бывают, какой фотоаппарат лучше, попробуем разобрать вместе. Но давайте вначале вспомним, с чего все начиналось.
История фотоаппарата
Прежде, чем мы начнем разбирать, как выбрать фотоаппарат, следует напомнить, что прототипом современных фотоаппаратов считается камера-обскура или дагеротип, который 7 января 1839 года представил физик и астроном Луи-Франсуа Араго на собрании ученых мужей лондонской Академии наук. Доклад его назывался « Воспроизведение изображений, получаемых чисто механическим путем в приборе, именуемом камера-обскура». В своем докладе он призывал французское государство приобрести права на детище Жака Луи Манде Дагера, которое он окрестил дагеротипом. Эту же дату принято считать днем рождения фотографии. Хотя до этого дня произошло немало событий, которые прямо или косвенно повлияли на это изобретение.
В чисто техническом смысле фотография является плодом очень длительного процесса, начало которому было положено в 18 веке, когда немецкие физики Шульце и Шеле обнаружили чувствительность солей серебра к воздействию света. Их опыт использовал англичанин Томас Уэджвуд, который научился получать отпечатки различных предметов, в том числе и растений, прикладывая их к листу светочувствительной бумаги, стоит отметить, что хотя эти отпечатки были весьма недолговечны, но подобные опыты имели широкое распространение среди ученых.
Над задачей закрепления отпечатков и придания ему долговечности трудились многие ученые, среди которых Томас Янг, Семюэл Морзе, Джон Дрепер и др., но по настоящему успешными стали опыты французского изобретателя Нисефора Ньепса. Он то и начал использовать в своих опытах камеру-обскуру. Его изыскания затянулись на долгие годы. Испробовав на светочувствительность самые разные различные химические соединения, Ньепс приблизительно в 1820 году остановился на одной из разновидностей асфальта, которую называют горной смолой или битумом. Смешивая эту смолу с угольной пылью и разводя эту смесь лавандовым маслом, ученый получал превосходный лак, который ложился ровным слоем на подготовленную пластинку их камня или металла. Помещая эту пластинку в обскуру, которой производил съемки. После этого он смывал часть лака, которое не попало под воздействия света, керосином. Получившееся рельефное изображение, которое он назвал гелиографией, использовалось для тиражирования снимков. До наших дней сохранился единственный экземпляр полученного изображения. Первая и единственная гелиография «Вид из окна на Сен-Лу-де Варенн» хранится в университете штата Техас.
В 1827 году Ньепс познакомился с Дагером, который к этому времени тоже получил подобные результаты. Связь между ними сохранялась вплоть до смерти Ньепса в 1835 году. После этого Дагер какое-то время работал в одиночку, потом объединив свои усилия с молодым энтузиастом, своим однофамильцем, Юбером Дагером, добился потрясающих результатов – у них получались очень четкие и изобиловавшие подробностями изображения.
Примерно в это же время в Англии параллельным курсов с Дагером двигался Уильям, Генри Фокс Толбот, которому удалось получить изображения на светочувствительной бумаге. Мы не будем сейчас спорить о том, кто создал первую фотографию, важно, что практически все использовали камеру-обскуру – прототип всех фотоаппаратов. Далее хронология развития фототехники развивалась следующим образом:
• 1861 год - появление первого фотоаппарата с зеркальным объективом. Его изобрел английский фотограф Томас Сэттон. Конструкция его «зеркалки» представляла собой ящик со светонепроницаемой крышкой, позволяющей вести через нее наблюдение. Фокусировка осуществлялась с помощью объектива, после чего изображение через зеркало подавалась на стекло, где и формировался снимок.
• 1889 год – изобретение рулонной фотопленки. Автором изобретения был Джордж Истман Кодак, основоположник одноименной компании.
• 1904 год – начало эры цветного фото. В этом году братья Люмьер патентуют фотопластины позволяющие фотографировать в цвете.
• 1923 год – рождение пленочных фотоаппаратов, в которых использовалась пленка, аналогичная той, что применяли в кинематографе.
• 1963 год - компания Polaroid выпускает первые аппараты, позволяющие в короткое время получать готовые снимки.
• 1974 год – первая цифровая фотография звездного неба. Она была получена с помощью электронного телескопа.
• 1988 год – компанией Fujifilm выпущен первый цифровой фотоаппарат Fuji DS1P, предназначенный для рядового потребителя.
Дальнейшее развитие фототехники было направлено на улучшение потребительских свойств и добавление новых функций.
Что сейчас.
В последние годы ассортимент фотоаппаратов вырос в разы. И очень часто, когда перед нами возникает вопрос: «какой фотоаппарат лучше купить?», мы замираем в растерянности. Регулярно выходят новые модели, у имеющихся добавляются функции. Обновляется программное обеспечение цифровых фотоаппаратов, пленочная техника тоже совершенствуется. В результате даже искушенном в фотографии человеку, довольно не просто ответить какой фотоаппарат лучше.
Одной из самых важных деталей в фотоаппарате является объектив. От его свойств во многом зависит конечный результат. Когда не совсем понятно, какой фотоаппарат выбрать, в первую очередь следует обратить внимание на характеристики объектива.
Объективы бывают:
• Широкоугольные, их еще называют короткофокусными. Снимая с помощью такого объектива, можно поместить довольно большое количество объектов в кадр. Но полученное изображение вероятнее всего получится растянутым. Такие объективы весьма неплохо зарекомендовали себя в пейзажной съемке, фотографировании архитектурных объектов. Фокусное расстояние у таких объективов менее 50мм.
• Длиннофокусные объективы применяются для съемки объектов, находящихся на значительном удалении. С их помощью снимают природу или спортивные соревнования. Фокусное расстояние таких объективов находится в пределах 100-300 мм. Отдельно хочется отметить объективы с ФР 80-100 мм. Их еще называют «портретниками». Как раз с помощью таких объективов фото лица человека получает наиболее естественную перспективу.
Наиболее популярными являются «полтинники» - объективы с фокусным расстоянием 50мм. Такими объективами оснащается большинство фотоаппаратов, как любительского, так и профессионального класса. Дело в том, что они обеспечивают угол изображения в пределах 45-500. Такой угол позволяет снимать практически все сюжеты, от портретов до пейзажей, сохраняя перспективу наиболее привычную человеческому глазу. Одними из самых лучших объективы компаний Canon, Nikon такие, как EF 35mm f1.4 LUSM, EF 35mm f2.0, 35mm 1.8 G и другие.
Современные фотоаппараты можно условно разделить на профессиональные и любительские. Они в свою очередь делятся на пленочные и цифровые. В отдельной категории находятся «зеркалки» - фотоаппараты, в оптическую систему которых встроено зеркало. Поэтому какой фотоаппарат лучше купить зависит от того в какой категории вы находитесь и какие цели преследуете, выбирая ту или иную фототехнику.
Для простейших задач достаточно компактной камеры. Хотя эти камеры не предусматривают возможность изменения параметров съемки, зато они снабжены огромным количеством встроенных программ для самых разных случаев: ночная съемка, рассвет, пейзаж и т.п. Это дает возможность использовать подобные аппараты практически всем.
Наибольшее распространение имеют цифровые аппараты. Тому, кто еще мало искушен в вопросах фотографии наш совет: не стоит гнаться за количеством пикселей. Для того, чтобы фотографироваться для семейного альбома или проведении съемок вечеринок вполне хватает камеры с двумя или тремя миллионами пикселей, т.е. 2-3 мегапикселя.
А вот какой фотоаппарат лучше купить для более серьезных задач, во многом зависит от того, что вы собираетесь снимать. Объект съемки чрезвычайно многогранен: люди (портрет, репортаж), пейзаж, архитектура, животные, природа и т.д.
Основной вывод, который можно сделать из вышеизложенного: не возможно корректно ответить даже на общие вопросы типа «какой фотоаппарат лучше выбрать?» или «что лучше цифра или пленка?», не говоря уже про более конкретные вопросы типа «какой фирмы фотоаппарат лучше - Kodak или Canon?». Для каждого человека, в зависимости от его предпочтений, вкуса, стиля, образа жизни и потребностей ответ будет свой. Не бывает лучших или худших фотоаппаратов, есть оптимальные, подходящие конкретно вам.